Волжский Автомобильный Завод.



      Решение о строительстве автомобильного завода было принято на 23-ем съезде партии КПСС 20.07. 1966 года. Для его постройки предложили более 50-ти строительных площадок. Но выбор пал именно на наш город. Предпочтение было отдано не случайно. Учитывались экономические и географические условия. Прежде всего, будущий завод был максимально приближен к источникам сырья и электроэнергии, так как рядом, на берегу Куйбышевского моря, расположена Волжская ГЭС имени В. И. Ленина. 15.08. 1966 г. в Турине был подписан договор о сотрудничестве в разработке проекта Автомобильного завода и его строительстве в СССР с итальянским автомобильным концерном ФИАТ. В 16.01. 1967 г. строительство завода было объявлено всесоюзной ударной стройкой.
      Одновременно со строительством завода приступили к застройке жилых кварталов и предприятий промышленно-коммунальной зоны. Весь Автозаводский район разбит на 3 зоны: ВАЗ, промзона и жилой массив с зоной отдыха.
      ВАЗ - крупнейшее современное предприятие, созданное с учетом достижений отечественного и зарубежного автомобилестроения. Площадь завода 524га.
      По принятым нормам, на строительство такого предприятия требуется не менее 6 лет. Ход ВАЗ 2101строительства ВАЗа опроверг эти нормы. 14.01 1967г. был вырыт первый кубометр земли, а через три года 19.04. был собран первый автомобиль.
      За базовую модель был принят "ФИАТ-124", признанный в 1966 году лучшим автомобилем в своем классе. В проектировании малолитражки участвовали итальянский ФИАТ, московский институт НАМИ и молодое конструкторское бюро автозавода. Первенец ВАЗ-2101 оправдал ожидания его создателей. Ходовые качества автомобиля были превосходны. Капитальный ремонт требовался лишь после того, как автомобиль прошел расстояние, равное 10 путешествиям из Москвы до Владивостока. На 42-м международном автомобильном салоне в Женеве малолитражка ВАЗа привлекла всеобщее внимание Бельгийская газета "Спорт" сообщала: "ВАЗ-2101 почти не вызывает возражений".
      Через год после выхода автомобилем ВАЗ на дороги к ним пришел большой успех: в Европейском ралли "Тур - Европы - 71" советской команде, выступавшей на автомобилях ВАЗ-2101 был вручен Серебряный Кубок. В ралли "Тур - Европы - 73" автомобили ВАЗ упрочили свой успех завоевав Золотой и Серебряный Кубки. В сентябре 1973 года Волжскому автомобильному заводу был вручен приз журнала "За рулем - Трофей заводов" за лучшие результаты его автомобилей и гонщиков в первенстве Советского Союза.За создание Волжского автомобильного завода - сооружения исключительно социального значения, яркого примера строительного искусства, символа нашей эпохи - коллектив завода в 1974 году был награжден дипломом и международным призом, "Ингерсол Ренд" (Италия). Предприятию трижды - в 1972, 1980 и 1987 годах присуждалась премия "Золотой Меркурий" за развитие производства и международное сотрудничество.
      С каждым днем строители и эксплуатационники добивались все новых успехов. Спустя еще три года 21 декабря с главного конвейера сошел миллионный автомобиль и в этот же день Госкомиссия приняла весь комплекс Волжского автомобильного с оценкой отлично. Теперь наш завод должен был выпускать 660 тысяч автомобилей в год. А вообще, АвтоВАЗ награждался трижды - в 1972, 1980, и 1987 гг. - международной премией "Золотой Меркурий" ("Оскар" европейской торговли) за развитие производства и международное сотрудничество.
      6 автоматизировано связанных между собой заводов делают этот комплекс единственным в своем роде. В них производятся все основные узлы автомобиля, в том числе двигатель.
      Программа выпуска автомобилей обеспечивается 3 технологическими линиями стартеров конвейера мощностью 220 тыс. автомобилей в год.
      В цехах металлургического производства изготовляют детали из чугуна различных марок, включая спец. литье, а так же отливки из алюминия. Вес детали от 100 гр. до 9 кг, а чугуна от 210 гр. до 43 кг.
      Прессовое производство, специализированное на изготовлении всех деталей кузова методом холодной штамповки, оснащено современными высоко-производительными прессами. Ежедневно они штампуют 1,5 тыс. тонн листовой стали.
      В цехах механосборочного производства выпускают двигатели, шасси, коробки переключения передач, задние мосты, водяные и масляные насосы.
      Длина главного конвейера 4400 метров, внутри него Дирекция АО АвтоВАЗизготовляются различные детали для машин, а позже их собирают и сваривают вместе.
      В КВЦ производят инструменты, отдельные типы станков и автоматических линий. Из пролета гл. сборочного корпуса 10 тыс. узлов и деталей попадают на главный конвейер, длина которого 1,5 км. Чтобы изготовить автомобиль, требуется около 500 сборочных операций.
      Человек состоит из определенных частей: рук, ног, головы и т.д. Из подобных частей состоит и ВАЗ: Голова - научно-технический и электронно-вычислительный центры. В составе научно-технического центра - дизайн-центр, конструкторские управления, центры исследовательский и технологического проектирования, управление исследований и доводки автомобилей, автополигон. Задача научно-технического центра - создание легковых автомобилей. Примерно каждые 1,5 года конструкторы вводят новые модификации, а каждые 5 лет - новую модель. На ЭВЦ же производятся расчеты, принимается и обрабатывается информация от периферийных машин. ВАЗ 2110В ЭВЦ программируют, какие модели и сколько будет собрано, а также цвет, обивку. Сейчас на ВАЗе поставлены такие модели, как 2104, 2105, 2106, 2107, 2108, 2109, 2110. Проходят испытания и выпускаются в небольшом количестве 2111 и 2115.
      Туловищем ВАЗа является главный корпус, который объединяет два производства: механосборочное и сборочно-кузовное.
      А руками - Главный сборочный конвейер - последний финишный пункт создания автомобиля После того как машина наконец собрана, ее отправляют на заводской трек, длина которого 2,5 км. Трек представляет собой комплекс дорог и автомобильных сооружений: бельгийская мостовая, стиральная доска, проселочная дорога, обычное шоссе, бород сферической формы, камера на пыленепроницаемость, дождевальная камера (на водонепроницаемость). Развивая скорость 90 км/ч, водитель подвергает машину всем видам испытаний.
      Легковые автомобили с серебряной ладьей на радиаторе можно видеть в СНГ, во Франции, Греции, Италии, Германии, Финляндии, Латинской Америке, Австралии и Новой Зеландии. ВАЗ, помимо этого, изготовляет специальное станочное оборудование, производит запасные части, осуществляет бытовые услуги населению по ремонту и техническому обслуживанию автомобилей, выполняет промышленное и гражданское строительство.


Вернуться